Санкт-Петербургская
региональная общественная организация
социальной, психологической и правовой помощи
“ЦЕНТР ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ”


  • Сообщение пересылкой быстро распространяется в соцсетях или мессенджерах;
  • Сообщение очень эмоционально «заряженное», но не содержит факты, которые возможно перепроверить;
  • Передаются сведения об угрозе жизни и здоровью большого числа людей, а также о наличии многочисленных жертв;
  • Часто присутствует указание на то, что власти скрывают информацию во избежание паники или волнений. «Именно поэтому вы не найдете ничего в СМИ». Акцентируется внимание на том, что значимая для общества информация специально утаивается;
  • Присутствует просьба о максимальном распространении информации, либо, наоборот, о сокрытии (ведь вам ее сообщили «по секрету»);
  • Присутствует указание на некое «статусно-официальное» лицо, сообщившее новость (врач больницы, водитель скорой, учитель школы, знакомый знакомого), либо информация о месте, где что-то произошло (номер больницы, название города, адрес школы);
  • Первосточник информации сложно установить.

Кроме фейков существуют и настоящие «ментальные вирусы». Это специальные новости, статьи, книги, ролики, фильмы или песни, которые, как и настоящие вирусы, способны заражать сознание людей и целого общества, внедряя какую-либо идею (например, что “Земля – плоская”).

  • Оригинал всегда лучше пересказа, поэтому важно искать первоначальный источник информации и задумываться, можно ли этому источнику информации доверять. Не является ли, например, источником новости бульварное СМИ или какая-то реклама для привлечения трафика пользователей с помощью «кликбейтных» громких заголовков;
  • При работе с оригинальными источниками важно смотреть на взаимосвязь между источниками информации. Если информация опубликована в разных источниках, то как они между собой связаны. Не является ли это партнерской сетью ресурсов или единой сетью распространения информации;
  • Чаще всего разнообразие фейковых сообщений очень низкое, постоянно публикуется фактически одно и то же сообщение. Практически все фейки являются перепостами;
  • При сравнении реальной новости и фейка, у настоящей новости всегда много свидетелей, много участников и очевидцев, они по-разному рассказывают своими словами о том, что произошло. Настоящая новость имеет много серьезных верифицированных источников информации. Сейчас ни одна заслуживающая внимания новость не проходит мимо ведущих средств массовой информации;
  • Очень важно обратить внимание на контекст новости и проверять любую цитату, которая используется в том или ином сообщении. Не стоит доверять ссылкам на громкие и авторитетные имена. Проверять нужно как цитаты, так и факты, кому бы они не принадлежали, какая бы известная фамилия ни была озвучена;
  • Очень важно обращать внимание на смысл самого материала, а не на мелкие детали, которых очень много в фейках. Они, таким образом, отвлекают внимание от содержания, придавая некую достоверность материалу.

Ваши шаги, с помощью которых можно защитить других граждан от массового распространения этого сообщения: Необходимо дождаться официального подтверждения или опровержения громкой новости, прежде чем пересылать что-то друзьям и знакомым. Таким образом, вы обезопасите и себя от административной или уголовной ответственности за распространение фейковой информации.