Фейк про маленького мальчика, который потерялся
Данный фейк был распространён в 2016-2018 гг. и потребовалось достаточно много времени, чтобы он перестал воспроизводиться.
21 апреля 2016 года коллеги из Петрозаводска поведали нам байку о «найденном маленьком мальчике», который потенциально «мог появиться в любом городе». Это была очередная «атака клонов», как обычно называют некую фейковую новость, которая перекочёвывает из города в город, увеличивая панику и тревожность населения.
В Санкт-Петербург информация о потерявшемся мальчике попала, благодаря давно удаленному сообщению от 14 апреля в группе «Весёлый посёлок». Надо отдать должное админам паблика, но после общения с ними пост был не только удалён, но и размещена ссылка на наше расследование.
Предлагаем вам оценить, насколько быстро распространяется и искажается от перепоста к перепосту подобная информация (отдельный вопрос к тем, кто по каким-то странным личным мотивам адаптирует сообщение к своему населённому пункту, меняя названия улиц и мест «нахождения» ребёнка):
4 апреля мальчик «был обнаружен» в Лениногорске, ему было 4 года и звали его Глеб:
Через день он оказался уже в Измаиле (Украина) и «помолодел» на один год:
В тот же день переместился в Челябинскую область и «помолодел» ещё в 2 раза:
Буквально через час ребёнок перенёсся в Нефтеюганск, где история выглядела так:
Год спустя мальчик без всяких внешних изменений «продолжил теряться» на самых разных улицах в городах России, Белоруссии, Украины, иногда «заезжая» в Казахстан и возвращаясь обратно:
Самое удивительное, что остановить распространение фейка пытались ещё в самом начале года в том городе, где произошла и почти сразу завершилась исходная история:
На фотографии – «оригинальный» мальчик, который потерялся на несколько часов в Новосибирске.
На каком-то этапе эта фотография была заменена на изображение не имевшего к истории более младшего по возрасту ребёнка.
Неравнодушные люди, стремясь помочь, часто размещают в социальных сетях ложную или устаревшую информацию. Будем называть вещи своими именами – глупости распространяют в сети часто образованные добросердечные люди. А вам случалось копировать посты в соцсетях, не читая?
«Женщина с мальчиком приехали из Алтайского края, в Новосибирске они были в гостях. Мама ушла по делам, оставив малыша под присмотром своего сожителя. Мужчина уснул, и в это время ребенок смог как-то открыть дверь и выйти в подъезд.
Там его заметил сосед. Не найдя ответственных за мальчика взрослых, он вызвал полицию, ребенка забрали в отделение. Мама мальчика пришла домой ближе к ночи. Не обнаружив малыша, сразу обратилась в правоохранительные органы, рассказали в управлении МВД по Новосибирской области. Ребенок за время пребывания в подъезде не пострадал. Тем не менее, на женщину составили протокол по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»
Но тема этой статьи – не мальчик, которого, разумеется, очень жалко, а распространение информации в сети.
Мальчик, найденный в подъезде, поселился в интернете
В первых числах января о мальчике, сидящем в подъезде, написал на страничке в соцсети кто-то из соседей. Количество репостов увеличивалось в геометрической прогрессии.
Лавина сообщений о потерянном ребенке покатились по сети, сметая на своем пути остатки здравого смысла. Особенно отзывчивыми первоначально оказались жители Тюмени и Нижнего Новгорода. Судя по городским форумам, жители обоих городов считали мальчика своим. И никого не смутило, что в Тюмени нет улицы Заречной, а в других городах на указанных улицах нет отделений банков, около которых «обнаруживался» мальчик.
Феномен преобразования информации в интернете – тема для отдельных исследований. Но кое-что заметно и журналистам. Даже после того, как инфоповод исчерпал себя, информация о событии продолжает циркулировать в сети. Это может длиться годами. Например, старейший фейк, который исчез из РУнета – про кражу детей в ТРК и вырезание у них почки циркулировал с 2004 года примерно до 2012, будучи запущенным еще в “ЖЖ” в рамках не очень умелого “черного пиара” против одного из сетевых ТРК. Информация обычно распространяется вначале с помощью репостов. В какой-то момент историю подхватывает ради трафика «новостной» сайт или известный человек, не подумав публикует ее в своем блоге и новые тысячи перепостов обеспечены. И конца этой карусели не предвидится.
Очередная волна репостов может накрыть внезапно, эпидемически, как грипп. Но с гриппом мы все как-то боремся, а в бездумных репостах не видим особой проблемы.
Печально, что в ХХI веке люди автоматически нажимают кнопку «репост». Почему они так делают? Вопрос для психологов и других специалистов. А еще печально, что дальнейшая судьба информации их не интересует. Даже узнав, что они распространяют фейк, большинство не удаляют пост со своей странички.
Любую информацию, найденную в сети, надо проверять. Это – просто!
А был ли мальчик
Крылатая фраза «А был ли мальчик?» – цитата из романа «Жизнь Клима Самгина» классика советской литературы Максима Горького. Главный герой, катаясь на коньках по замерзшему пруду, становится свидетелем того, как мальчик проваливаются в полынью. Во время поиска Клима поразил «чей-то серьезный недоверчивый вопрос: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»
Именно этот вопрос нужно задать себе, увидев очередную душераздирающую новость. Если выяснится, что мальчик был – можно делать репост. Если мальчика не было, или он был, но давно и в другом городе, то репост делать ГЛУПО.
Алгоритм проверки новостей
Увидев ужасную, интересную или страшную новость, нужно задать себе несколько вопросов, прежде чем нажать кнопку «Репост». Мы же не зомби, чтобы копировать все подряд.
- Прочитайте. Внимательно. До конца. Принцип такой – чем больше побудительных предложений и нелепых знаков препинания: «!!! РЕПОСТ!!! Давайте! Скорее! Он сейчас умрет!!!! ПОМОГИТЕ!!!!!!!!», тем больше вероятность что перед нами какая-то утка, а не новость. Хотя бывает всякое. Но, пожалуйста, не копируйте, не читая. Это же буквы, а не картинки, а нам с вами не по пять лет.
- Кто это сказал? Источник. Кто сообщил новость? Это конкретный человек, организация, блогер или аноним. Можно ли доверять этому источнику? (сайты с названиями типа хрюхрюмяу.com и контентом, состоящим из прикольных фотографий – НЕ источники).
- Когда это было? Дата. Посмотрите на дату. Она свежая? На этом этапе часть репостов «отваливается» сама собой.
- Где это? В каком городе происходят события?
- Что делать? Что именно нужно сделать, чтобы помочь герою публикации? К чему вы, собственно, призываете своих знакомых (собрать средства, усыновить ребенка, взять собаку) и почему вы не можете сделать этого сами хотя бы частично. Публикация с предисловием: «Смотрите какой щенок, настоящий хаски, сам бы взял, но у меня аллергия» имеет гораздо больше шансов.
- Что будет? К какому результату должен привести ваш репост?
- Хорошо ли это? Какую пользу принесет распространение информации? Какой вред эта информация может принести?
- Это – необязательный пункт. Хотя и несложный. Особенно для тех, у кого в детстве любимым героем был Шерлок Холмс. Как можно проверить информацию? Наберите в поисковике первую фразу новости. Вы узнаете много действительно интересного. Более вдумчивые люди могут поискать в Тюмени улицу Заречную. Привычка проверять информацию – полезная привычка
Чем больше среди нас Шерлоков Холмсов, тем чище сеть.
Есть еще один удобный инструмент – поиск по картинке. Это для продвинутых пользователей, но, с другой стороны, этот пункт может быть единственным для проверки.
Нужно загрузить изображение в поисковик, имеющий функцию поиска изображений, Google или Yandex и посмотреть на результаты. Для относительно свежих событий это выводит на источник фото. Если это новость, таким образом можно узнать, как все завершилось, например, нашелся ли человек. Но в случае, когда информация уже «пошла в народ» (как с мальчиком из подъезда), или даже гуляет там не первый год, поиск по картинке дает сотни страниц довольно бесполезных ссылок, из которых понятно только, что это фото, как говорят в интернете, «баян», то есть очень-очень старое.
Вообще-то, поиск по картинкам – сервис полезный, в жизни не раз пригодится. С его помощью можно, например, проверить объявление о продаже. С помощью поиска по картинкам можно найти объект, о котором вы кроме фото ничего не знаете. Но находки, сделанные таким образом, могут быть довольно грустными.
Например, владельцы породистых собак с удивлением узнавали, что их питомца кто-то «продает», то есть использует его фото. Судьба личных фотографий, которые вы по неосторожности загрузили в интернет, может неприятно вас удивить – чего только ими не иллюстрируют.
Правила информационной гигиены
Сначала подумай. Не делайте репостов на волне эмоций. Действительно ли эту информацию, нужно ли это копировать и распространять?
Убери за собой. Если вы случайно сделали перепост фейка, признания в этом в комментариях к посту – недостаточно. Обязательно удалите свой пост.
В случае, если Вы столкнулись с преступлением или непонятной ситуацией, пугающей информацией, свяжитесь с нами по электронной почте msb-21@mail.ru или через обращение в нашу группу vk.com/molbez, куда предлагаем Вам вступить прямо сейчас.
Наш телеграм-канал: CZRL_RU