Санкт-Петербургская
региональная общественная организация
социальной, психологической и правовой помощи
“ЦЕНТР ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ”

Информация для органов власти и подведомственных учреждений


          Мы постоянно взаимодействуем с органами власти, государственными и муниципальными учреждениями, и открыты к новым контактам.

          Основные форматы взаимодействия на региональном и районном уровнях:

1. Получение от ЦЗРЛ и отработка (посредством оказания необходимой помощи и поддержки) региональными органами и учреждениями системы профилактики информации о несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии (в том числе пострадавших от противоправных действий третьих лиц), о которых ранее ЦЗРЛ информация направлялась в региональное управление МВД России для оперативной отработки (включая экстренное спасение).   

2. Совместная с региональными органами управления образованием, молодежной политикой, социальной политикой и здравоохранением, а также с региональной КДНиЗП и уполномоченным по правам ребенка разработка и реализация региональной модели передачи и отработки информации о несовершеннолетних лицах, находящихся в кризисном состоянии различной степени тяжести и различного характера, с целью оказания таким несовершеннолетним и, при необходимости, членам их семей комплексной помощи и поддержки (психологической, психиатрической, иной медицинской, социальной);

3. Проведение отдельных лекций и семинаров, курсов лекций, тренингов для сотрудников органов и учреждений системы профилактики:

  • Психологов и социальных педагогов школ, классных руководителей;
  • Психологов и социальных педагогов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП);
  • Психологов и социальных педагогов центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСД);
  • Врачей детских поликлинических отделений (врачей-педиатров участковых и школьных врачей);
  • Председателей, ответственных секретарей и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП);
  • Сотрудников органов опеки и попечительства;
  • Инспекторов по делам несовершеннолетних;  

4. Проведение лекций для несовершеннолетних и их родителей.

5. Консультирование сотрудников органов и учреждений системы профилактики по актуальным вопросам.

         

          Официальная позиция ЦЗРЛ по вопросам ответственности родителей, ответственности органов и учреждений системы профилактики, оказания помощи и поддержки несовершеннолетним и членам их семей, а также по вопросу изъятия (отобрания) несовершеннолетних из семей:

  1. Родители (опекуны) несут ответственность за психическое здоровье и психологическое благополучие своих детей.
  2. Родители (опекуны) обязаны предпринимать все доступные им (в том числе при поддержке и участии органов и учреждений образования, молодежной политики, социальной политики и здравоохранения) меры и методы, направленные на поддержание психического здоровья и психологического благополучия своих детей.
  3. Органы и учреждения системы профилактики обязаны предпринимать все доступные им меры и методы, направленные на поддержку несовершеннолетних, находящихся в кризисном (остром кризисном) состоянии, сохранение и обеспечение их психического здоровья и психологического благополучия, оказание таким несовершеннолетним и, при необходимости, членам их семей комплексной помощи и поддержки (психологической, психиатрической, иной медицинской, социальной, включая вопросы организации переподготовки и трудоустройства родителей, иной объективно необходимой помощи в соответствии с полномочиями и возможностями).  
  4. Несовершеннолетние, находящиеся в кризисном (остром кризисном) состоянии, в зависимости от природы и характера такого состояния, должны получить всю необходимую педагогическую, психологическую и, при необходимости, психиатрическую и другую медицинскую помощь, качественно оказываемую квалифицированными специалистами. Оказание указанной помощи не должно навредить несовершеннолетнему, членам его семьи, их индивидуальным и общим (семейным) интересам, охраняемым законодательством.
  5. В случаях, когда несовершеннолетний находится в кризисном (остром кризисном) состоянии, нуждается в психологической или психиатрической помощи, а его родители (опекуны) выступают против оказания такой помощи, препятствуют ее оказанию или не осуществляют необходимые действия, направленные на получение несовершеннолетним такой помощи, – органы и учреждения системы профилактики обязаны принять все доступные им меры, направленные на обеспечение получения несовершеннолетним такой помощи, в том числе в судебном порядке и вне зависимости от воли родителей (опекунов). Даже в таких случаях принимаемые меры не должны приводить к разрушению семей. Решение текущих проблем и оказание объективно необходимой помощи несовершеннолетним, в том числе посредством преодоления в судебном или ином установленном законодательством порядке воли родителей, не отменяет необходимости проведения комплексной работы со всеми членами семьи, направленной на достижение позитивных внутрисемейных отношений и в целом сохранение семьи.   
  6. Кроме исключительных ситуаций, органами и учреждениями системы профилактики должны предприниматься все доступные меры, методы и способы, направленные на сохранение семей.
  7. Отобрание ребенка у родителей (опекунов) должно быть крайней мерой и происходить только в случаях, когда действительно имеется непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью. Недопустима подмена понятий и представление в качестве указанной угрозы ситуаций, которые в реальности непосредственной угрозой не являются, таких как тяжелое материальное положение или отсутствие в жилище качественной уборки. Вопросы отобрания ребенка, а также вопросы ограничения и лишения родительских прав, отмены ограничения и восстановления в родительских правах подробно разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44. В частности, в постановлении указано, что «непосредственной угрозой может считаться только ситуация, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (в том числе бездействия) родителей либо опекунов».   
  8. За отобранием детей и ограничением родителей в правах должны следовать меры, направленные на исправление родителей и в целом сложившейся ситуации, устранение условий и факторов, послуживших причинами ограничения родителей в правах и отобрания детей, отмену ограничения родителей в правах и воссоединение семей. Требования, предъявляемые в таких случаях к родителям, должны быть объективны, обоснованы, реалистичны и достижимы. Органы и учреждения системы профилактики в рамках своих компетенций должны оказать родителям необходимое содействие в достижении ими предъявленных требований.
  9. Таким образом, ЦЗРЛ придерживается сбалансированной позиции по рассматриваемым вопросам, учитывая различные права и законные интересы как самих несовершеннолетних, так и их родителей (опекунов), и семей в целом.